Главная Что это? Ссылки Результаты занятий Фотографии Из жизни сахаджа йогов Web-дизайн Ваши мнения и вопросы
1. Принципы влияния Сахаджа Йоги на организм человека
Знание причины блокировок (засорения, сбоя в работе) энергетических центров человека позволяет очистить их соответствующими методами.
В первую очередь, необходимо отметить, что симпатическая и парасимпатическая нервные системы действуют как антагонисты: симпатическая нервная система сжимает нервные сплетения, вызывая сокращение мышц, стимулируя выброс адреналина, усиливая частоту сердечных сокращений, увеличивая кровяное давление, частоту дыхания, производство молочной кислоты и т.д., а парасимпатическая нервная система - расслабляет их, повышая жизнеспособность организма.
Психологическое напряжение способствует росту психосоматических заболеваний, болезней сердца, заболеваний раком и др. При активизации энергия Кундалини доходит до сахасрары и регулирует лимбическую область, которая отвечает за деятельность автономной нервной системы. Благодаря этим занятиям повышается активность парасимпатической нервной системы, увеличивается гальваническое сопротивление кожи, ускоряется приведение организма в баланса. При этом у людей, имевших, к примеру, значительное превышение уровня адреналина и молочной кислоты в крови, при занятиях по системе сахаджа-йоги лишь 10 минут в день в течение 3-х месяцев сокращается производство адреналина почти на 50%, молочной кислоты - на 60% (15, с. 22).
В сахаджа-йоге для диагностики и лечения используются не только приборы, но и комплекс сенсорных систем человека. Это вполне объективный канал и анализатор информации.
Если рассмотреть звуковой канал энерго-информационного обмена, то, к примеру, было практически доказано, что колокольный звон приводит возбудителей ряда заболеваний из активного состояния в пассивное. Сахаджа-йога также использует звуковой канал при лечении заболеваний. Для этого разработан комплекс упражнений, соответствующий каждому энергетическому центру.
Показателен также анализ оптического информационного канала человека. Люди в своем восприятии ограничены диапазоном длин световых волн от 0,4 до 0,8 микрометров. Этот диапазон с абсолютной точностью отвечает максимальному потоку энергии Солнца. То есть зрение человека настраивается на энергетический максимум. Мало-энергетические частоты излучения человеком не воспринимаются. Это объективно оценивали наши предки, считая себя детьми Солнца.
Исследования оптического диапазона инфракрасного спектра в районе длин волн порядка 1,6 микрометра показывают ещё один небольшой максимум энергии, обусловленный свойствами атмосферы Земли. Этот максимум используется сахаджа-йогой в оздоровительных целях. Он соответствует также пламени свечи, костра, излучению углей и т.п. В Сахаджа Йоге свечи широко используются для очищения энергетических центров. Естественнонаучное объяснение этому следующее:
Энергетическая система человека в этом диапазоне осуществляет интенсивный энерго-информационный обмен и пламя свечи усиливает его.
Полевые энерго-информационные образования паразитической природы также используют этот диапазон, но уже с целью поиска своей жертвы, которой оказывается человек, подобно тому, как ракета с инфракрасной головкой наведения по тепловому излучению находит самолет. Свеча же выполняет защитную функцию, дезориентируя и уничтожая негативные образования в своем пламени, так же как в военной сфере такую функцию выполняют защитные тепловые ракеты (15, с. 58-59).
Если посмотреть частотные характеристики работы человеческого мозга, то обнаруживается, что они соответствуют показателям электромагнитного поля Земли. Однако умственная деятельность человека имеет весьма низкую частотную характеристику, то есть применение этого инструмента информационного обмена довольно ограничено.
Сахаджа Йога показывает наличие в человеке ещё гораздо более высокочастотной сенсорной системы - его внутренней энергии Кундалини. Природа поля, в котором функционирует эта система, не электромагнитная и связана не с полем Земли или Солнца, а соответствует космической, вселенской характеристике. В диагностике и лечении сахаджа-йога использует как раз это поле. При восприятии информации через канал энергии Кундалини руки человека используются как антенны, их реакция дает информацию о состоянии энерго-информационных центров. Практика Сахаджа Йоги убедительно доказывает, что каждому заболеванию соответствует строго определенный дисбаланс энерго-информационных
центров. Коррекция этих центров приводит к выздоровлению человека.В Сахаджа Йоге больной также получает возможность снизить восприимчивость к чужеродной негативной информации. Основной процесс оздоровления организма осуществляется человеком через самопознание, самооздоровление и самосовершенствование. Человек сам работает над собой, а учитель (инструктор, врач) помогает, объясняет. Человек в ощущениях познает взаимосвязь: часть тела - морально-психологический принцип - энергетический центр. У него появляется полное представление об анатомо-физиолого-энергетических особенностях организма. Приходит новое понимание тонкого (невидимого) мира вокруг него, “тонкого” тела в человеке с его энергетическими центрами и каналами. Отсюда врачам становятся подвластны многие неизлечимые ранее заболевания. Знание “тонкого” тела дает возможность выявить симптомы заболевания задолго до их клинического проявления. Становится реальностью воплощение индивидуального подхода к больным. Простые, доступные и естественные природные
(вода, земля, огонь, воздух, музыка, травы и др.) методы очищения “тонкого” тела приводят также к восстановлению нравственных принципов внутри человека, а затем к восстановлению здоровья.Таким образом, для врача система Сахаджа Йоги - это кладезь знаний, уникальный арсенал методических приемов и новое философское осознание своей миссии. Она дает реальный шанс для профилактической медицины. Сахаджа Йога лечит корни проблем, а не их внешние проявления. Она затрагивает физический, ментальный, социальный и духовный аспекты жизни человека. В результате практики сахаджа-йоги человек становится здоровым, творческим, милосердным, удовлетворенным, любящим, мирным, живущим в гармонии с собой и окружающим миром. Получаемая в Сахаджа Йоге реализация всех способностей человека не миф, не самовнушение и не массовый гипноз, а объективная реальность, данная не только в ощущениях, но поддающаяся объективному фиксированию и проверке. Эффект влияния сахаджа-йоги на физические и духовно-нравственные аспекты человека подтвержден практикой и научными исследованиями более чем в 80 странах мира (15).
2. Теоретическое обоснование методов Сахаджа Йоги, применяемых для оздоровления человека
В Сахаджа Йоге применяются следующие методы оздоровления организма:
Известно, что всё происходящее сопровождается энергетическими процессами. Отсюда нетрудно прийти к пониманию, что в ответ на каждое слово, эмоциональную реакцию, мысль или желание вырабатывается конгруэнтное по отношению к ним (как антиген и антитело) энергетическое отражение, то есть позитивная мысль, эмоция, желание и т.д. ведет к образованию и накоплению в человеке позитивной энергии и наоборот. А далее уже идет закономерный переход количества в качество, и в организме человека происходят соответствующие позитивные либо негативные процессы. Отсюда использование позитивной энергии Кундалини ведет к положительным психоэмоциональным изменениям и соответственно дополнительному накоплению в человеке благоприятной для оздоровления организма энергии.
Академик Н. Шривастава также открыла взаимосвязь между энергетическими элементами “тонкого” тела человека и основными химическими элементами живого организма. Так, углерод связан с муладхарой чакрой, кислород - элемент правого канала (Пингала нади), водород - основа левого канала (Ида нади), азот - элемент центрального канала (Сушумна нади).
Это подтверждают и другие ученые. Так, доктор Дан Костиан показал, что при большом разнообразии химических элементов в живых организмах четыре элемента: водород, кислород, углерод и азот составляют свыше 96% массы большинства клеток этих организмов. В человеческом теле их процент еще выше: 63% водорода; 25,2% кислорода; 9,5 % углерода и 1,4 % азота, что составляет 99,4 % ( 26, с. 65 - 77 ).
Муладхара чакра, основополагающий энергетический центр тонкой системы человека (Мула - корень; Дхара - поддержка, основание - перевод с санскрита), расположена в нижней части позвоночника, имеет 4 энергетических луча. Атом углерода состоит из шести протонов, шести нейтронов и шести электронов, четыре из которых размещены на валентной оболочке. Он находится в середине таблицы Периодической системы элементов, в четвертой группе, как у основания хребта. В такой позиции он представляет собой совершенное состояние баланса, отдав или приняв четыре электрона. Четыре валентных электрона пространственно ориентированы под углом 109 градусов 28 минут, образуя завершенную тетраэдрную конфигурацию, благодаря которой вокруг одного связанного углеродного атома может быть построено множество различных трехмерных структур с помощью связей типа углерод-углерод, проявляясь при этом то как альфа, то как омега.
Кислород является также важной составной частью человеческого организма, катализатором многих биохимических процессов. Правый канал, Пингала нади, связанный с кислородом, является, согласно Сахаджа Йоге, солнечным, горячим каналом активного действия.
Левый канал, Ида нади, связанный с водородом, противоположен правому: кислород - наиболее электроотрицателен (окислитель), водород - наиболее электроположителен среди атомов, участвующих в создании органических соединений (восстановитель). Кислород, связанный с правым каналом, размещается в Периодической системе элементов справа, водород, связанный с левым каналом, размещается в левой части. Водород имеет самую наименьшую атомную массу (А=1), кислород - наибольшую среди органогенных атомов (А=16). На земной поверхности водород представлен в наибольшем количестве (вода, живые существа), в человеческом организме это - тоже наибольшая составляющая (63%).
Азот, связанный с центральным каналом - Сушумной нади, проявляет наибольшую химическую стабильность. Он ближе к углероду, элементу муладхары чакры, и также поддерживает в организме стабильность за счет того, что полученные из него основные аминокислоты могут вращаться в соответствии с их оптической активностью: правовращающая группа вызывает правостороннее вращение вибрационного плана поляризованного света (аланин, аргенин, глютаминовая кислота, изолейцин, лейцин, валин), а левовращающая группа вызывает левостороннее вращение (аспаргиновая кислота, цистин, гистидин, лизин
, метионин, фенилаланин, пролин, серин, тирозин, треонин, триптофан). При этом ренгеновский анализ показывает, что полипептидные цепи белков образуют правоориентированные альфа-спирали, витки которых содержат 3,5 аминокислотных остатка на один полный виток (керотин, миоцин, тропомиоцин, фибриноген). Кундалини также свернута в 3,5 оборота. Эта спиральная структура поддерживается максимумом межцепочечных водородных связей. Атом кислорода каждого карбоксильного остатка такой пептидной цепи альфа-спиралей соединяется с соседней аминогруппой водородной связью (26, с.70).По концепции Сахаджа Йоги, Сушумна - канал эволюции связан в основном с азотом, то есть накопление прошлой информации должно быть связано с молекулами, содержащими азот. Именно это доказала и современная наука.
Вода широко распространена в природе. В теле человека она также составляет от 60% (костная ткань) до 90% (слизистые). Благодаря высокой удельной теплоемкости, вода в живых организмах служит термическим буфером, который поддерживает температуру тела относительно постоянной. Согласно Сахаджа Йоге, печень расположена на правой (горячей) стороне тела и тесно связана с правыми аспектами чакр: свадистана, наби, войда, поэтому, перегреваясь у гиперактивных людей, является наиболее уязвимой.
Согласно квантовой теории ( допускающей корпускулярно-волновой дуализм - неопределенность, а также эквивалентность массы и энергии), и переходя к субмалекулярным и субатомным областям, можно интерпретировать символы генетического кодирования как особые энергетические (вибрационные) уровни (26,с. 71).
Таким образом, поскольку информационно-энергетическое, или “тонкое” полевое тело человека является первичным, а его видимая уплотненная субстанция проявляется как физическое тело, то очищение “тонкого” тела необходимо начинать до появления видимого заболевания в организме человека. Зная структуру, принципы, законы функционирования “тонкого” тела и его связи с физическим, умея определять возникший дисбаланс в энергетических центрах, человек, используя соответствующие методы, может устранить блокировки в энергетических центрах и каналах, по которым функционирует жизненная (духовная) энергия.
Так, муладхара чакра, управляющая тазовым сплетением и соответствующая энергетике углерода, лучше всего очищается энергетикой Земли, а также воды и пения определенной звуко-энергетической частоты и насыщенности.
Свадистан чакра, имеющая природу близкую к энергетике огня, при нарушении интенсивности излучения очищается водой и соответствующими звуками пения.
Зная, что наби, или манипура чакра, соответствует энергетике воды, блоки этой чакры вымывают водой с применением соли, прошедшей обработку концентрированной космической жизненной энергией по методикам доктора Н. Шривастава.
Анахата - поскольку этот центр соответствует сердечному сплетению, а также влияет на тимус (вилочковую железу) и соответственно на иммунную систему человека, то является особенно жизненно важным центром, связанным также с дыхательной и сердечно-сосудистой системами. По своей энергетике он близок к энергии воздуха, поэтому используя определенные дыхательные упражнения, пение соответствующих звукосочетаний, концентрацию жизненной энергии в этой чакре, а также поддерживая состояние благожелательности, покоя, любви и дружелюбия, ощущение безопасности, можно добиться
очищения анахаты чакры и восстановления нормального функционирования всех вышеуказанных систем организма.Вишуди чакра - зная о ее влиянии на шейное сплетение, голосовой аппарат, щитовидную железу, мышцы лица и глаз, используя дыхательные упражнения, пение специальных мантр (звуковых сочетаний по типу молитв), полоскание горла и промывание носа подсоленным раствором, смазывание маслом, вдыхание определенных целебныхароматов и т.д., можно привести в баланс эту чакру и соответственно избавиться от заболеваний указанных органов.
В связи с тем, что агия чакра управляет оптическим центром и ее энергетика соответствует энергии света, то для её очищения может использоваться свет, огонь, энергия солнца, а также такие социально-психологические состояния человека как прощение обиды, милосердие и другие позитивные чувства, приводящие человека в гармонию с окружающим миром.
Сахасрара чакра связана со структурами лимбической системы, обусловливающими эмоциональный настрой, мотивационное поведение и определение биологической значимости полученной информации, функционально сопряженные с сознанием, подсознанием, процессом обучения и памятью, придающими информации, поступающей от внутренней среды и окружающего мира то особое значение, которое определяет целенаправленную деятельность человека.
Энергетика левого канала, управляющая психической деятельностью людей и представляющая собой охлаждающую, расслабляющую человека энергию, не должна быть излишне активной, переохлажденной. Избыточное переохлаждение способствует возникновению ряда психических и психосоматических расстройств у человека, простудных и ряда других заболеваний. В этом случае показано горячее обливание, использование энергетики огня, разогревающей диеты, соответствующие физические упражнения и др.
Энергетика правого канала имеет, напротив, огненную природу и при гиперактивности требует охлаждения льдом, холодной водой, ветром, показаны вечерние прогулки, тихая мелодичная музыка, поэзия, пение соответствующих мантр и специальных позитивных песен (баджанов).
Таким образом, зная анатомию и физиологию “тонкой” энергетической системы человека, принципы её очищения и балансировки, можно излечить, а также предотвратить появление многих, в том числе достаточно тяжелых, считавшихся неизлечимыми, заболеваний.
ОЦЕНКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ САХАДЖА-ЙОГИ В КЛИНИЧЕСКОЙ И ПРОФИЛАКТИКО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
1. Анализ результатов применения Сахаджа Йоги в зарубежной практике
Применение методов Сахаджа Йоги в клинической и профилактико-оздоровительной практике осуществляется во многих странах мира. Проводятся научные исследования по оценке эффективности применения указанных методов для оздоровления человека.
Научные исследования по применению методов сахаджа-йоги, проведенные в Индии на факультете физиологии и медицины Медицинского Колледжа Леди Хардинг и Ассоциации Больниц совместно с Реабилитационным Институтом Физиологии и Объединенных научных Исследований г. Нью-Дели, Медицинским научно-исследовательским центром здоровья в Сахаджа Йоге г. Бомбея и др. (академик, доктор Нирмала Шривастава; профессор, доктор Умеш Рай; доктор Дипак Чагх, доктор Бротин Кхан, доктор С. Сетхи, доктор С.Ш. Сингх и др.) показали благотворный эффект применения методик Сахаджа Йоги для лечения больных гипертонией, ишемической болезнью сердца, бронхиальной астмой, эпилепсией и др.
Так, обследования группы лиц, начавших заниматься по системе сахаджа-йоги, показали (27, с. 21) снижение частоты дыхания за период занятия (20 мин) более чем на 40% (до 10 - 12 дыханий в мин.), частоты сердечных сокращений - на 17% (до 66 сокращений в мин.), кровяного давления (систолического и диастолического мм рт. ст.) - на 17% (до 104/70). Увеличивается гальваническое сопротивление кожи (Р Ð 0,001) и альфа-индекс (согласно электро-энцифалограммному обследованию) (Р Ð 0,01) почти на 60%, уменьшается количество молочной кислоты в крови (Р Ð 0,001), а также концентрация винил-мандалевой кислоты (Р Ð 0,01), уровень адреналина и респираторное отношение (Р Ð 0,01) (15, с. 17 - 26; 17).
По мере освоения больными практики Сахаджа Йоги, медикаментозное вмешательство сокращалось и постепенно было полностью прекращено.
На основании анализа данных было сделано заключение: давление крови может поддерживаться в нормальных пределах методами Сахаджа Йоги. У контрольной группы пациентов, не практиковавших занятия по системе Сахаджа Йоги, а принимавших только гипотензивные препараты, за 16 рассматриваемых недель кровяное давление не нормализовалось.
У больных эпилепсией по мере освоения приемов Сахаджа Йоги также снижались дозы лекарств, стабилизировалось состояние, прекращались эпилептические приступы. Влияние занятий по методикам Сахаджа Йоги на нервную систему контролировалось с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) и других лабораторных исследований (18, с. 113; 38).
У пациентов с бронхиальной астмой, практиковавших Сахаджа Йогу, наблюдалось снижение физиологического стресса, что является важным фактором для получения положительного результата. При одновременном приеме антиастматических лекарственных средств частота и продолжительность атак значительно уменьшилась, а процентное отношение
FEVI/FEV значительно увеличилось (РÐ 0,001). В контрольной группе пациентов, не занимавшихся по системе Сахаджа Йоги и принимавших только лекарства, процентное отношение FEVI/FEV за рассматриваемые 16 недель практически не изменялось. Сокращение частоты и продолжительности атак в этой группе по сравнению с группой, в которой больные занимались по системе Сахаджа Йоги, было незначительным ( 17 ).Были проведены также исследовании кожно-гальванической реакции
(КГР). Так, среди лиц, не занимавшихся ранее по системе Сахаджа Йоги, через 8 недель занятий КГР повысилось с 43,9 до 64,7 кОм, через 12 недель этот показатель достиг 103,9 кОм. У группы лиц, занимавшихся по системе сахаджа-йоги от 2-х до 6-ти лет КГР составляло 130,4 кОм, а после 20-минутных занятий достигало 183,85 кОм. Наблюдаемые изменения КГР у лиц, занимающихся по методикам Сахаджа Йоги, индийские ученые связывают с изменением состояния симпато-парасимпатической нервной системы в результате активизации энергии Кундалини, приводящей к состоянию глубокой релаксации ( 18, с. 113 - 114).В Индии указанными научными центрами получены также положительные результаты по снятию и профилактики стрессовых состояний, лечению узловой формы полиартрита, кардиомиопатии, рака, бесплодия, аллергии и других заболеваний ( 17, 25, 26, 27, 38).
Убедительные данные по лечению методами Сахаджа Йоги получены в Канаде профессором Рэмом Майзром (Медицинский Центр МакМастерского университета Гамильтон Онтарио, 1991 г. ; 25, с. 53), в Австралии доктором Богданом Шеховичем (15).
В Румынии на базе Клиники для больных диабетом и на базе Муниципальной больницы г. Бухареста были получены положительные результаты по лечению больных диабетом (26, с. 88 - 96).
Румынскими учеными (докторами медицины Раду Корнеки, Ланси Андрея и др.) в результате исследований звуковых вызванных потенциалов было выявлено снижение скорости проведения нервного импульса по слуховым путям за счет физической и психической релаксации, достигнутой в процессе медитации по методу Сахаджа Йоги. Под действием энергии Кундалини на уровне лимбической системы происходило торможение возбуждающей деятельности ретикулярной формации, вызывая таким образом снижение восприятия нерелевантной (незначимой) сенсорной информации. Отсюда сделано заключение о том, что Сахаджа Йога может быть рекомендована как чрезвычайно полезный метод устранения стресса и повседневных напряжений, предотвращения и лечения психосоматических заболеваний (26, с. 103 -112).
Рядом других румынских ученых и врачей-практиков (доктор Дэн Псатт, доктор Овидиу Паун, доктор Дан Костиан и др., Центр Нейрофизиологических Исследований Клинического Госпиталя “
N. Gh. Lupu”, г. Бухарест) проведены исследования реакции нервной системы человека в состоянии сахаджа-медитации с помощью регистрации вызванных потенциалов на световые раздражители. Для проведения эксперимента были использованы следующие теоретические посылки: Вызванные потенциалы состоят из нескольких компонентов. Ранние компоненты вызванных потенциалов, по современным представлениям, связаны с лемнисковой быстропроводящей проекционной системой, со специфическими таламическими ядрами и таламокортикальными проекциями. Более поздние компоненты вызванных потенциалов обусловлены проведением возбуждения по медленно проводящим волокнам, которые переключаются на неспецифические таламические ядра, связанные с ядрами ретикулярной формации и лимбическим комплексом. Корковый ответ складывается из последовательности отрицательных (негативных -N) и положительных ( позитивных - Р) волн.Для иллюстрации полученных результатов приведем несколько примеров:
У исследуемых, не занимающихся по системе Сахаджа Йоги, зрительные вызванные потенциалы оставались неизменными при последовательных регистрациях в течение контрольного периода времени.
В целом в проведенных исследованиях было обнаружено усиление амплитуды поздних компонентов зрительных вызванных потенциалов, что, по мнению ученых, связано с повышением активности структур лимбической системы. Это согласуется с положениями академика Нирмалы Шривастава об активации во время медитации по системе Сахаджа Йоги лимбического комплекса и объясняет благоприятное влияние на здоровье и гармонизацию личности ( 15, с. 29 -31).
Другой эксперимент проведен в этом же Центре Нейрофизиологических Исследований с группой лиц, занимающихся по системе Сахаджа Йоги более 2-х лет (15, с. 32 - 35). Для выявления изменений мозговой деятельности во время медитации по системе Сахаджа Йоги были предприняты исследования с помощью электроэнцефалографии. ЭЭГ
исследуемых было зарегистрировано при следующих состояниях:-в состоянии спокойного бодрствования;
-в состоянии медитации: через 5 минут после вхождения в медитацию;
-с активацией одной чакры другим сахаджа-йогом, который на расстоянии излучал
вибрационную энергию этой чакре.
Согласно концепции Сахаджа Йоги существует взаимосвязь между чакрами тонкого тела и различными зонами на голове человека. Исследование ЭЭГ показало полное соответствие концепции Сахаджа Йоги в отношении распределения зон чакр.
Для муладхары чакры зона максимальной интенсивности альфа частот была расположена в затылочной
области. Во время медитации она расширилась. Это расширение сопровождалось значительным увеличением мощности - более чем 7,0 mcV/Hz.В случае наби чакры, максимальная интенсивность частот, зарегистрированная во время медитации, появилась в двух зонах, согласующихся с концепцией сахаджа-йоги: фронтальная зона наби чакры (правый аспект) с величиной 4,5 - 5,5 (центральная точка превышает 5,5), задняя зона (левый аспект) проявляется с интенсивностью во время медитации на 175% - 200% большей, чем в состоянии спокойного бодрствования (в центральной точке усиление 225% - 250%).
Для анахаты чакры максимальная мощность альфа-частот сосредоточена на центре лимбической зоны. Это соответствует проекции анахата чакры в системе сахаджа-йоги.
Согласно концепции сахаджа-йоги, два аспекта агии чакры проецируются: на фронтальную и левую части головы (правый аспект - эго), на затылочную и правую области (левый аспект - суперэго). Распределение максимальной интенсивности тета 2 частот соответствовало левой симпатической нервной системе (максимальные значения 0,165 - 0,225
mcV2/Hz). Максимальные значения для правой стороны соответствовали диапазону 0,015 - 0,045 mcV2/Hz (с очень узкой периферийной зоной 0,045 - 0,075).В случае вишудхи чакры иследования показывают зону максимальной интенсивности тета 2 частот между 6.111 и 8.333
mcV2/Hz. Тета (1+2) частоты имеют максимальные значения 4,5 - 5,0 mcV2/Hz. Фронтальная позиция стала видимой с помощью анализа отношения дельта + тета + бета/альфа. Это отношение достигает максимальных значений 8 - 10 mcV2/Hz.По системе Сахаджа Йоги сахасрара чакра расположена в лимбической области. Абсолютно все регистрации
ЭЭГ тета ритмов показывают максимальные значения в этой зоне.В состоянии спокойного бодрствования (до медитации) максимум тета 1: 3.456-3.801 mcV2/Hz. После 5 минут медитации мощность тета (1 + 2) максимальных значений в лимбической области 2,5 - 3,0; 3,0 - 3,5 в узкой зоне и даже 3,5 - 4,0 mcV2/Hz в центре лимбической зоны (Брахмарандра). После 20 минут медитации интенсивность тета 1 максимальна на области, которая охватывает всю лимбическую зону, со значениями 4.837 - 5.581, для тета 2 зона со значениями до 3,0 mcV2/Hz.
В заключении эксперимента были сделаны следующие выводы:
Сравнительные изучения, проведенные независимо от исследований других ученых, также подтвердили концепции сахаджа-йоги о связи чакр (энергетических центров) с определенными зонами мозга;
Подтверждается усиление мощности частот в зоне, указанной в системе сахаджа-йоги при активизации определенной чакры посредством подачи на нее вибрационной энергии .
Английскими учеными (доктором Брайном Велсом и др.) получены также убедительные данные по лечению наркотической зависимости методами Сахаджа Йоги, оказавшимися наиболее эффективными среди всех известных методов ( 13, с. 10).
Учеными Украины (Т.Н. Селезнева, канд. биологических наук, иммунолог, онколог; Д.П. Морозова, канд медицинских наук; А.Л. Буцык, канд. психологических наук; Н.Я. Гломозда, врач-клиницист и др., г. Киев) приводятся данные о восстановлении многих функций организма, к примеру, тимической сывороточной активности под влиянием занятий сахаджа-йогой у детей, эвакуированных из Чернобыльской зоны, у больных ишемической болезнью сердца. Ингибиторы тимической сывороточной активности под влиянием занятий Сахаджа Йогой у практически здоровых людей не обнаруживались; у детей, эвакуированных из Чернобыльской зоны - исчезли; у больных ишемической болезнью сердца - исчезли ( 26, с. 97 - 102).
По данным исследований украинских ученых, оценивавших состояние здоровья обследуемых по обращаемости в поликлиннику, были получены следующие результаты: если до занятий Сахаджа Йогой из 320 человек 83% посещали поликлинику, то после начала занятий их доля снизилась до 30%. Наблюдается существенное снижение подверженности простудным и вирусным заболеваниям. Если до занятий по системе Сахаджа Йоги этим заболеваниям подвергались часто и очень часто 55% лиц, то после начала занятий по системе Сахаджа Йоги их осталось только 4% (снижение более чем в 13 раз) (26, с. 140- 152).
Установлено ( 25, с. 81 - 82, с. 85 - 86 ):
Отмечено также положительное влияние занятий по системе Сахаджа Йоги на больных врачами Грузии, Болгарии, США, Японии, Китая и др. стран ( 13, 25, 26 ).
2. Оценка результатов научных исследований и лечения больных методами сахаджа-йоги в России
С 1989 г. во многих научных центрах России (г. Москве, г. Санкт-Петербурге, г. Тольятти, г. Новосибирске и др.) ведутся научные исследования применения методов Сахаджа Йоги для лечения различных заболеваний.
Так, в НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А. Семашко РАМН под руководством доктора медицинских наук Т.М. Максимовой были выполнены исследования, целью которых являлось определение воздействия практики сахаджа-йоги на состояние здоровья и психологические характеристики людей. Обследованы были 1792 человека из 145 городов России и СНГ (города: Москва, Санкт-Петербург, Тольятти, Киев, Днепропетровск, Пенза, Набережные челны, Нижний Новгород, Воронеж, Новосибирск и др.), занимающихся по системе Сахаджа Йоги, и 231 человек не занимающийся Сахаджа Йогой ( 7 ). В результате получены следующие данные (1995 г.):
В группе занимающихся по системе Сахаджа Йоги выявлены:
Возраст появления заболеваний:
До занятий по системе Сахаджа Йоги снотворные и успокаивающие принимали 24% обследованных лиц, после начала занятий по методикам Сахаджа Йоги данные лекарственные препараты принимают лишь 1,1 % лиц.
Улучшение общего состояния здоровья отразилось и на психологическом состоянии занимающихся Сахаджа Йогой. Так, 87,5% лиц, занимающихся Сахаджа Йогой, редко или никогда не испытывают состояние депрессии, до начала занятий таких лиц было в 2 раза меньше - 41,2%. В процессе регулярных занятий Сахаджа Йогой не осталось ни одного человека, который постоянно испытывает чувство раздражения, злости, гнева. До начала занятий людей, редко или никогда не испытывающих эти чувства, была лишь четвертая часть обследованных. Доля лиц среди занимающихся Сахаджа Йогой, не испытывающих чувство страха, составляет 51,3%, до начала занятий по указанной системе таких лиц было лишь 15%. Не испытывают чувства зависти 78,6% лиц, занимающихся Сахаджа Йогой, до начала занятий таких людей было лишь около 40%.
Значительно возрастает доля лиц, обладающих такими позитивными качествами, как щедрость, отсутствие тщеславия, пребывание в состоянии внутренней гармонии, радости. Так, постоянно испытывают состояние внутренней гармонии, радости 29,9% лиц, занимающихся Сахаджа Йогой до 1 года, и 54,6% лиц, занимающихся 5 лет и более. Хорошая и отличная концентрация внимания у 20,1% лиц, занимающихся по данной системе до 1 года, и 54.6% среди лиц, занимающихся 5 лет и более.
В процессе обследований выявлено, что занятия Сахаджа Йогой без какого-либо медикаментозного лечения позволяют избавиться от вредных привычек. Так, среди лиц, занимающихся по системе Сахаджа Йоги до 1 года, количество курящих снизилось в 10 раз и составило 2,6%, употребляющих алкоголь - 2,5% (снижение более чем в 10 раз), наркотики - 0,6% (снижение почти в 10 раз). Среди регулярно занимающихся Сахаджа Йогой 5 лет и более лиц, употребляющих алкоголь, наркотики либо курящих лиц не осталось. Произошла осознанная утрата интереса к вредным привычкам и естественный безболезненный отказ отбылой наркотической, никотиновой и алкогольной зависимости
, принципиально отличающийся от волевого и медикаментозного решения этих проблем, которые, как правило, загоняют проблему внутрь.Занятия Сахаджа Йогой положительно сказались на взаимоотношениях в семье. Так, отмечают улучшение взаимоотношений с:
В процессе занятий Сахаджа Йогой у людей развиваются творческие способности. Так, у 23,3% обследованных лиц появились, а у 47% улучшились творческие способности (пение, музыка, танцы, живопись, поэзия и др.).
По результатам исследований, проведенных в г. Ульяновске, г. Тольятти, г. Новосибирске и др., также получены положительные данные улучшения здоровья у лиц, занимающихся Сахаджа Йогой ( 15, 25, 26 ).
Так, в г. Тольятти дети, отстающие в развитии (из класса коррекции), в результате занятий вместе с родителями по методикам Сахаджа Йоги, через год догнали своих сверстников. Здесь получен также положительный эффект при лечении людей после радиоактивного заражения, от бесплодия, алкоголизма, наркомании (при городском наркодиспансере) и многих других заболеваний ( 15, с. 37 - 40). К примеру, имеются факты освобождения от наркозависомости без медикаментозного лечения, а лишь благодаря применению методов Сахаджа Йоги, больных с 20-летним стажем.
В Карелии накоплен положительный опыт по лечению туберкулеза, бронхиальной астмы, диабета, заболеваний крови, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, других заболеваний. Н.А. Вологдиной, канд, медицинских наук, валеологом Белоонежской басейновой центральной больницы, членом ПАНИ (г. Петрозаводск), приводятся факты излечения методами Сахаджа Йоги кисты яичника, бурсита, холестеотомы уха и других заболеваний ( 15, с. 56 -57 ).
В г. Санкт-Петербурге Международным интердисциплинарным творческим коллективом, Институтом акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта РАМН, Республиканским центром по лечению гемофилии, Институтом переливания крови, Академией постдипломного обучения врачей, Институтом детских инфекций проводились исследования по основным разделам программы “Повышение безопасности жизнедеятельности человека в экстремальной ситуации (руководитель Региональной программы профессор д. т. н. Н.А. Короткова, директор фонда по изучению и предупреждению чрезвычайных ситуаций). Система Комплексного Энерго-Информационного Баланса организма, разработанная академиком, доктором медицины и философии, Почетным членом Петровской Академии Наук и Искусств Нирмалой Шривастава (Система “НИРМАЛА КЭИБ”) использовалась как базовая при разработке эффективных критериев экспресс-оценки функционального состояния человека и методов корректирующего воздействия с целью предотвращения отрицательных последствий при экстремальных ситуациях (15, с. 43 - 46; 26, с. 155 - 173).
Система “НИРМАЛА КЭИБ” использовалась в двух направлениях: лечебном и профилактическом у 300 человек (из них более 100 больных). Группа больных состояла из беременных женщин с тяжелыми формами токсикоза, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, угрозой прерывания беременности на разных сроках, заболеваниями сердца, печени, почек
, доброкачественными и злокачественными опухолями матки, синдромом гиперстимуляции яичников, гематологических больных, больных с болезнью Виллебранда, при кровотечениях. В экстремальных условиях, в том числе по жизненным показаниям, проводилось комплексное лечение. Положительные результаты устойчиво предсказуемы. Результаты исследований предполагается использовать при создании Региональной Автоматизированной Базы Знаний “Повышение безопасности человека в экстремальных условиях”.В исследуемую группу также входили доноры крови и докеры морского порта. Тематика исследований по проблемам Морского порта г. Санкт-Петербурга включает:
-проведение ранней профилактической экспресс-диагностики докеров с использованием неинвазивных методов;
-выявление факторов ранней профпатологии на основе материалов энерго-информационного обследования.
Медицинские технологии Системы “НИРМАЛА КЭИБ” позволяют выявить причины возникновения индивидуальных патологий, прогнозировать неблагоприятные ситуации, возможные осложнения и избегать нежелательных последствий. Учет информации хроноритмов, прогнозная экспресс-оценка, при необходимости профилактическая коррекция накануне критических дней по технологии Системы “НИРМАЛА КЭИБ” - основа энергоинформационной валеологии (руководитель направления академик В.П. Петленко).
Технология работы с донорами ОПК 2 (больница № 15) типовая, согласно действующим инструкциям службы крови. Терапевтический осмотр доноров в ОПК 1 ИАГ им. Отта РАМН проводится одновременно с работой по системе “НИРМАЛА КЭИБ” (работа в гармонизированной среде). Доноры ОПК 1 (выборка 26 человек) по комплексу параметров теста Акабане оказываются более устойчивыми к стрессовой ситуации.
В составе Автоматизированной энерго-информационной системы разрабатываются также следующие подсистемы:
Организация валеологической службы на базе Системы “НИРМАЛА КЭИБ” на предприятиях с наличием производственных технологий повышенной профвредности позволит на ранней стадии обнаружить наличие пограничных состояний, прогнозировать тенденции повышения напряженности и своевременной коррекции функционального состояния, предотвращать профпаталогию. В результате такой коррекции будет достигнуто максимальное снижение степени риска, остановлено развитие профпаталогии до наступления очевидного проявления болезни.
Организация службы энерго-информационной валеологии (ЭИВ) на предприятиях предполагает подготовку методистов из состава работников производственных коллективов.
Интердисциплинарным творческим коллективом (МИТК) совместно с Государственной Морской Академией им. Адмирала С.А. Макарова и Балтийским Морским Пароходством проводятся исследования по использованию Системы “НИРМАЛА КЭИБ” для оптимизации процесса подготовки профессиональных кадров морского флота ХХ
I столетия.Базовая модель, обобщающая богатейший опыт России по подготовке широкого спектра морских специальностей в ГМА, дополняется блоком процедур по экспресс-оценке и коррекции функционального состояния специалистов групп высокого риска повышенной профвредности и созданием Индивидуального Паспорта - Розы безопасности на море и на суше. Общая координация работ осуществляется директором по социальным вопросам АО “Морское пароходство СПб” В.В. Мартыненко. Научно-методическое руководство работами проводит вице-президент ПАНИ академик Ю.А. Воронов, а также ряд ведущих специалистов Медицинской Академии Последипломного Образования (МАПО) (академик, доктор медицины и философии В.П. Петленко, зав кафедрой судовой медицины МАПО член КНТС МИТК, профессор, доктор медицинских наук Н.Н. Гурин и др.). Постоянную помощь и поддержку МИТК получает также от Ассоциации Медиков Культурно-просветительского общества “Полония” СПб (председатель правления Чеслав Бласик), Общества Милосердия “Сочувствие” (председатель Е.Г. Раутиан), ведущих специалистов здравоохранения Балтийского Водного Бассейна (зам. главного врача Л.В. Архангельская, начмед канд. медицинских наук Ю.Ф. Гаврилов и др.), Института Сахасрара (П.Н. Дядюренко, член КНТС МИТК).
В итоге исследователями г. Санкт-Петербурга подчеркивается исключительная роль академика, доктора медицины и философии г-жи Нирмалы Шривастава и делается вывод о том, что сахаджа-йога - путь истинного самопознания человеком своих индивидуальных возможностей и самореализации своего потенциала, в том числе и в целях повышения безопасности жизнедеятельности. Использование технологий Системы “НИРМАЛА КЭИБ” позволит активизировать позитивную роль человеческого фактора (15, с. 46 ).
Серьезные исследования по применению методов сахаджа-йоги проведены также в г. Новосибирске на базе НИИ СО РАМН. В проведенных исследованиях, в их обработке и оценке принимали участие канд. биологических наук А.Л. Финкельберг, канд. медицинских наук В.В. Захарова, доктор физико-математических наук О.Е. Трофимов, член-корр. АМН М,Б, Штарк, доктор биологических
наук В.П. Леутин, О.С. Шубина, канд. биологических наук Л.С Елисеева (занимается по системе Сахаджа Йоги). Фактические данные получали люди высокой квалификации, не занимающиеся по системе Сахаджа Йоги, а соответственно свободные от подозрений в необъективности.В первой серии экспериментов с помощью топографического картирования фиксировалось в динамике пространственное распределение электрической активности мозга в процессе биоуправления при формировании навыков произвольной регуляции физиологических функций у сахаджа-йогов (11 мужчин и 14 женщин) и лиц, не занимающихся по системе сахаджа-йоги, решающих одинаковую задачу: достижение максимально возможного повышения температуры кожного покрова пальца ведущей руки. Результаты тренинга температурной биологической обратной связи (БОС) отражались на экране монитора в виде кривой. Опыты проводились в затемненной звуконепроницаемой камере. На протяжении 20 минут у испытываемых каждые 40 секунд проводилась запись электроэнцефалограммы по 16 каналам с участков, предусмотренных международной системой 10-20. Сопоставлялась активность в тета-1, тета-2, альфа- и бета-спектральных диапазонах (15, с. 49 - 50; 26, с. 131 - 132).
Общий анализ топографических карт в целом показал тотальное доминирование кортикальной активности у сахаджа-йогов на всем периоде наблюдения во всех частотных диапазонах. Дифференциальный подход, характеризующий электрическую активность в узких частотных диапазонах по количеству связей, оказался наиболее продуктивным. По оценке функциональной активности мозга в период нарастания температуры и в период стабилизации ее на максимальном уровне оказалось, что у несахаджа-йогов отсутствовали различия в механизмах достижения сопоставляемых состояний.
В противовес этому, у сахаджа-йогов процесс нарастания температуры сопровождался существенным усилением альфа-ритмов во фронтальной области правого полушария и тета-ритмов - в теменно-височной и теменно-затлочной областях левого полушария (рис. 1 и рис. 2). Локализация зон повышенной активности свидетельствовала в отношении альфа-диапазона о вовлечении диэнцефальных структур, определяющих динамику длительного термогенеза, а в отношении тета-диапазона - об активации корко-подкорковых механизмов восприятия звуковых мотивационных раздражителей по типу слуховой подкорковой доминанты, формирующейся в результате мысленного проговаривания соответствующих мантр.
В итоге были сделаны следующие выводы:
В следующей серии экспериментов две группы обследуемых (сахаджа-йоги и несахаджа-йоги) прошли БОС-тренинг по температуре и миограмме (15, с. 50 - 51; 26, с. 132 - 135). Сахаджа-йоги в процессе БОС-тренинга использовали медитацию по методу сахаджа-йоги. Обе группы лиц прошли психологическое тестирование с использованием анкетных и проективных методов. Тестирование по многофакторному личностному опроснику (ММР
I) выявило, что усредненный профиль несахаджа-йогов характеризовался повышенным уровнем тревоги и значительным повышением по шкалам импульсивности и иппохондрии. Усредненный профиль сахаджа-йогов соответствовал профилю хорошо сбалансированной личности. Проведение теста Люшера позволило увидеть, что коэффициент напряженности Вольнеффера у сахаджа-йогов перед проведением БОС-тренинга был значительно ниже, чем у несахаджа-йогов. В результате 7 сеансов сахажда-йоги достигли гораздо большей степени снижения этого показателя (рис. 3 и рис. 4).В целом на протяжении почти всего периода наблюдения сахаджа-йоги как до, так и после БОС-тренинга с применением медитации пребывали в состоянии нормы и психического расслабления, в противовес несахаджа-йогам.
Прективный тест Зонди выявил, что индекс напряженности тенденций, характеризующий степень психического напряжения и поведенческой дизадаптации был существенно ниже у сахаджа-йогов, чем у несахаджа-йогов.
Таким образом, успешность проведения БОС-тренинга по температуре, подтвержденная психологическим тестированием, может свидетельствовать о более развитой способности сахаджа-йогов к саморегуляции, дифференцировке внутренних сигналов и модуляции эмоционального фона, чем у несахаджа-йогов. В итоге полученные результаты свидетельствуют о том, что использование энергии Кундалини и медитации по системе сахаджа-йоги активизирует функции физиологических регуляторных систем и конкретизирует пути достижения искомых состояний.
Третья серия экспериментов касалась изменения памяти в процессе медитации (15, с. 50 - 51). Известно, что у людей с ненарушенной эмоционально-мотивационной сферой, эмоциональные слова запоминаются лучше нейтральных ( В.П. Леутин, Е.И. Николаева, 1988 г. и др.) (рис. 5 -
I А), а при любых новшествах, любой эмоциональной активации улучшается воспроизведение эмоциональных слов и снижается запоминание нейтральных (рис. 5 - I Б). В этой серии экспериментов с помощью вербальных тестов проведен контроль изменения состояния сознания в процессе медитации. На группе из восьми испытуемых проводилось тестирование до и непосредственно после сеанса групповой медитации. Вербальный тест был составлен из десяти списков слов. Каждый список состоял из 14 двухфонемных существительных и двух эмоционально окрашенных слов, подобранных путем независимой экспертной оценки, которые размещались в списках в случайном порядке. Слова предъявлялись устно, скорость предъявления - слово в секунду. На воспроизведение отводилась 1 минута. Затем следовала 40-секундная пауза для отдыха. Было проведено два тестирования с использованием неповторяющихся списков слов. Достоверность различий в эффективности воспроизведения слов до и после сеанса групповой медитации оценивалась с помощью критерия Манна-Уитни.Перед сеансом медитации показатели эмоциональной памяти были выше показателей запоминания нейтральных слов (рис. 5 -
II А). Сеанс медитации приводил к возрастанию эффективности запоминания нейтральных слов и существенному (более чем в 2 раза) снижению эффективности воспроизведения эмоционально окрашенной информации (рис. 5 - II Б). Таким образом, медитация по методу Сахаджа Йоги снижает эмоциональную экзальтацию, повышая при этом корковую активацию, о чем свидетельствует возрастание объема кратковременной памяти.При сравнении рис. 5-
I и рис. 5-II обращает на себя внимание, что изначально для сахаджа-йогов эмоциональные слова менее значимы, чем для несахаджа-йогов. Это обусловлено выявленным профилем сахаджа-йогов, соответствующим сбалансированной личности. Что касается снижения запоминания эмоциональных слов в результате медитации, то, с позиции сахаджа-йоги, это является следствием ослабления активности энергии левого канала, питающей эмоциональную сферу, и активизации энергии центрального канала, приводящей организм человека в состояние покоя и психического расслабления, что вкупе с тотальной корковой активацией привело к увеличению объема кратковременной памяти.В итоге полученные результаты свидетельствуют о том, что активизация энергии Кундалини и медитация по системе сахаджа-йоги активизируют функции физиологических регуляторных систем и конкретизируют пути получения искомых состояний, оптимизируя условия для достижения физиологической нормы.
Сотрудниками Института Физиологии СО РАМН г. Новосибирска были проведены исследования для выявления того, какие электроэнцефалографические (ЭЭГ) патерны характерны для глубокого медитативного состояния ( 6 ). В качестве иллюстрации приведем результаты следующего эксперимента. Для участия в эксперименте был приглашен сахаджа
-йог из Индии, практикующий медитацию по системе Сахаджа Йоги более 20 лет, и 8 контрольных испытуемых - студентов Новосибирского государственного университета и сотрудников НИИ г. Новосибирска, не практикующих Сахаджа Йогу. Эксперименты проходили в изолированной экранированной камере. В ходе эксперимента первоначально была сделана фоновая запись ЭЭГ в состоянии спокойного бодрствования с закрытыми глазами длительностью 200 сек., далее во время медитации, которая продолжалась около 30 мин., регистрировалась ЭЭГ в виде отдельных реализаций длительностью 200 сек. с перерывами между регистрациями около 60 сек.Во время записи ЭЭГ контрольные испытуемые находились в состоянии бодрствования с закрытыми глазами в течении 30 мин. ЭЭГ регистрировалась в начале эксперимента, через 14 мин. после начала эксперимента и спустя 27 мин. от начала эксперимента. Длительность регистрации составляла 180 сек.
Показатели кратковременной памяти у несахаджа-йогов (I) и сахаджа-йогов (II) на нейтральные (А) и
эмоциогенные (Б) слова до воздействия (а) новшества или медитации и после них (б).
Примечание:
* - Р < 0,01
** - Р < 0,001
*) - Р < 0,05
ЭЭГ регистрировали от 16 отведений, расположенных в симметричных точках правого и левого полушарий по системе 10-20, от передне-фронтальных (
Fp1 - Fp2), фронтальных (F3 - F4), центральных (С3 - С4), париетальных (Р3 - Р4), окципитальных (О1 - О2), фронтально-темпоральных (F7 - F8), темпоральных (Т3 -Т4), и заднетемпоральных (Т5 -Т6); с объединенным ушным референтным электродом. После усиления на 16 канальном ЭЭГ фирмы “Медикор”, регистрируемые электрические сигналы поступали через АПЦ в ЭВМ. Частота опроса составляла 100 гц. Постоянная времени 0,3, фильтр высокой частоты 70 Гц. Анализ ЭЭГ осуществлялся с помощью компьютерной программы “Нейрокартограф- 3,55”. Записанная ЭЭГ была разбита на эпохи длительностью 5,12 сек. с перекрытием эпох - 50%. Для каждого отведения методом быстрого преобразования Фурье были получены характеристики мощности для диапазонов: дельта (0,5-4 Гц), тета (4-8), альфа (8-13), по которым методом интерполяции строились карты распределения спектров мощности. На основе индивидуальных карт контрольных испытуемых строились групповые карты распределения спектров мощности в начале эксперимента, в середине и в конце. Для изучения изменений спектров мощности ЭЭГ в разные фазы эксперимента у контрольных испытуемых проводили статистический анализ методом критерия Стъюдента.Каждая реализация ЭЭГ испытуемого сахаджа-йога в состоянии медитации рассчитывалась отдельно. Далее анализировались результаты картирования мозга по спектру мощности, полученные по пяти реализациям: первой - в состоянии спокойного бодрствования, и четырем реализациям в состоянии медитации. Результаты картирования мозга показали, что во время медитации изменяется спектральная мощность во всех исследуемых диапазонах, из которых видно преобладание альфа-ритма в спектре, с преобладанием его в правой затылочной области, что является среднестатистической нормой.
С начала медитации ЭЭГ патерн значительно изменялся: снижалась мощность альфа-ритма в затылочной области и увеличивалась выраженность медленных ритмов - дельта и тета. С углублением медитативного состояния постепенно нарастала спектральная мощность медленных ритмов. К концу эксперимента при выходе из медитативного состояния ЭЭГ патерн приближался к исходному уровню.
В группе контрольных испытуемых при сравнении карт спектральной мощности ЭЭГ, записанной в начале эксперимента, середине и в конце достоверных различий обнаружено не было.
По результатам эксперимента были сделаны выводы: наблюдаемые изменения спектральной мощности во время медитации являются коррелятами медитативного состояния. Снижение мощности альфа-ритма в затылочной области во время медитации связаны со снижением функциональной активности зрительной затылочной коры, которая является независимым от таламического источником генерации альфа-ритма. Нарастание активности медленных ритмов связано с повышением активности подкорковых глубинных структур мозга, что вполне совпадает с положениями Сахаджа Йоги, которые утверждают, что во время медитации активируются структуры лимбической системы головного мозга.
Кроме проведения научных исследований, практическими врачами г. Новосибирска, также как и других городов, получены положительные результаты лечения сердечно-сосудистых, пульмонологических, гематологических заболеваний, ОРЗ и других. В качестве примера приведем лишь некоторые из последних фактических данных, зафиксированных в амбулаторных картах врачом-терапевтом М.И. Ашкамакиной:
Хиль Ольга Александровна, 1948 г. р., ул. Комсомольская 9а-10, Кировский район г. Новосибирска. Диагноз: вторичный септический эндокардит, активность 3 стадии. Сочетанный митральный порок, рестеноз и недостаточность (операция 1982 г.). Валькулит аортального клапана. Трикуспидалы недостаточность 2 стадии. 2-я группа инвалидности с 1983 г. постоянно. Принимает рибоксин, аспаркам, карсил. Активизация энергии Кундалини методами сахаджа-йоги была проведена 21. 03. 1998 г. Прошла курс занятий Сахаджа Йогой в поликлинике № 21. Динамика положительная:
До активизации энергии Кундалини гемоглобин - 118 г/л, через 3 занятия - 129
г/л, через 8 занятий - 140 г/л.
Биохимия крови:
а) до активизации энергии Кундалини общий белок - 71,3; билирубин: общий -
27,3 , прямой - 10,1 , непрямой - 17,2 ; холестерин - 4,2 ; фибриноген - 3,0 .
б) через 8 занятий - общий белок 87,2; билирубин: общий - 10,0 , прямой - 3,0 ,
непрямой - 7,0; фибриноген 3,5.
Электрокардиограмма - без изменения.
Бредихина Людмила Федоровна. Диагноз: подострый струмит. Занимается по системе Сахаджа Йоги с 1990 г. Была больна с 16. 4. 1998 г. по 25.04. 1998 г. Выздоровела без приема лекарств. Общий анализ крови от 16. 04. 1998 г. - лейкоциты 5.800, СОЭ - 5, норма. Опухоль исчезла полностью.
Гааг Юрий Анатольевич. Пересадка почки, мочеиспускание через стому. Активизация энергии Кундалини проведена 06. 05. 1998 г. Через два занятия - выведение мочи обычным естественным путем. Проведено 8 занятий.
Имеются и другие многочисленные факты положительного влияния методов Сахаджа Йоги на оздоровление организма человека.
Таким образом, научные результаты, полученные в области медицины и биологии, свидетельствуют о том, что методы Сахаджа Йоги активизируют функции физиологических регуляторных систем, определяют пути получения искомых состояний и оптимизируют тем самым условия достижения физиологической нормы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Акимов А.Е., Шипов Г.И. Физические основы регистрации полей реализованных лиц с помощью техники фотографирования/ Доклад на IX Всероссийской научно-практической конференции “Здоровье. Мир. Нравственность. Культура. - Восток - Запад” 9 июня 1998 г.
Аюрведа: Наука самооздоровления/ Пер. с англ. - Санкт-Петербург: Изд-во ОВК, 1994. - 160 с.
Биоэнергетика человека: Энциклопедия/ Под ред. В.И. Донцова. - М.: Ассоциация “Формпрогресс”, 1994. - 143 с.
Буцык А.Л., Почекуев В.П., Чемерская А.И. Влияние занятий Сахаджа Йогой на жизнь человека// Мир сахаджа-йоги. - Киев: Издательский дом “Соборна Украина”, 1996. - С. 24 – 27.
Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М.: Наука, 1989.
Голошейкин С. А., Пасынкова Н.Р. Картирование спектральной мощности ЭЭГ в состоянии сахаджа-йога медитации/ Доклад на III Международном конгрессе, г. Москва, 27 - 30 августа 1997 г.
Гостеева В.И., Береснева Р.Е. Социально-психологические особенности лиц, практикующих занятия сахаджа-йогой в России/ НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А. Семашко РАМН. - М., 1996 . - 18 с.
Казначеев В.П. Космопланетарный феномен человека: Проблемы комплексного изучения. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - 304 с.
Книга мантр сахаджа-йоги: Пер. с англ. - Киев: “Наукова думка”, 1993. - 160 с.
Козырев Н.А. Астрономическое доказательство реальности четырехмерной геометрии Минковского// Проявление космических факторов на Земле и звездах. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1980, с. 85 - 93.
Козырев Н.А. Время как физическое явление// Моделирование и прогнозирование в биологии. - Рига: Изд-во ун-та, 1982, с.59 - 72.
Методы лечения в сахаджа-йоге. - М.: ИВФ “Антал”, 1996. - 96 с.
Мир сахаджа-йоги. - Киев: Издат. Дом “Соборна Украина”, 1996. - 33 с.
Морозова Д.П., Гломозда Н.Я. Медицинские аспекты сахаджа-йоги// Труды международной научной конференции “Медицина. Самопознание. Нравственность. Восток - Запад”. - С. - Петербург, 1995. - С 85 - 86.
Народная медицина России - прошлое, настоящее, будущее. Материалы III Международного конгресса, Москва, 27 - 30 августа 1997 г. - М., 1997. - 64 с.
Практика сахаджа-йоги. Пособие для начинающих (по материалам методик Нирмалы Шривастава). - Новосибирск: ИАиЭ, 1992. - 27 с.
Рай У.К. Здравоохранение через сахаджа-йогу - новая эра// Труды международной научной конференции “Медицина. Самопознание. Нравственность. Восток - Запад”. - С. - Петербург, 1995. - С. 49 - 61.
Раджасекхаран П.Т., Венкатесан Р. Духовные знания через вибрации: Пер. с англ. И.В. Петровой. - Санкт-Петербург: ТС “Вишва Нирмала Дхарма”, 1996. - 131 с.
Российский статистический ежегодник. Статистический сборник/ Госкомстат России. - М., 1995 . - 976 с.
Сахаджа-йога. Вводный курс. Цикл лекций Нирмалы Шривастава. - Новосибирск: ИВФ “Антал” совместно с СБО “Сахаджа-“йога, 1993. - 42 с.
Сахаджа-йога. Справочное пособие. - Киев, 1995. - 72 с.
Селезнева Т.Н., Морозова Д.П., Гломозда Н.Я. Влияние сахаджа-йоги на человека// Труды международной научной конференции “Медицина. Самопознание. Нравственность. Восток - Запад”. - С. - Петербург, 1995. - С. 81- 82.
Сельское хозяйство России и зарубежных стран (статистический сборник). - М.: НИИТЭИагропром , 1996. - 140 с.
Сельское хозяйство России: Статистический сборник/ Госкомстат России. - М., 1995. - 503 с.
Труды Международной научной конференции “Медицина. Самопознание. Нравственность. Восток - Запад”/Петровская Академия Наук и Искусств, Международный Институт Резервных Возможностей Человека, Духовная Академия Санкт-Петербурга, 14 - 15 сентября 1994 г. - Санкт-Петербург , 1995. - 110 с.
Труды Второй международной научной конференции “Мораль. Здоровье. Мир: Восток - Запад”/ Петровская Академия Наук и Искусств, Духовная Академия Санкт-Петербурга, Творческий Союз Вишва Нирмала Дхарма, 19 - 20 сентября 1995 г. - Санкт-Петербург, 1996. - 240 с.
Управление стрессом лицами, практикующими сахаджа-йогу: Пер. с англ. И.Н. Березовской. - Тольятти, 1995. - 36 с.
Физические упражнения для коррекции энергетики чакр (центров) и каналов человека/Сост. Т.В. Састамойнен. - Набережные Челны, 1997. - 33 с.
Финкельберг А.Л., Захарова В.В., Шубина О.С., Леутин В.П., Елисеева Л.С. Изучение некоторых возможностей медитации по методу сахаджа-йога/ Доклад на III Международном конгрессе, г.Москва, 27 - 30 августа 1997 г.
Чичиндаев А.В. Здоровье и радиация. - Новосибирск: НГТУ, 1995. - 87 с.
Шривастава Н. Альфа и Омега. Цикл лекций: Перевод Ю. Васильева. - Киев: ООО “ИнтерГИД”, 1997. - 118 с.
Шривастава Н. Краткие советы и высказывания/По материалам публичных выступлений. - Киев, 1996. - 72 с.
Шривастава Н. Сахаджа Йога: Пер. с англ./Под ред. Т.С. Грековой. - М.: ИВФ “Антал”, 1992 . - 64 с.
Шривастава Н. Метасовременная эпоха: Пер. с англ. - М.: Изд-во “Московский Союз Сахаджа Йогов”, 1998. - 298 с.
Эмсли Дж. Элементы: Пер. с англ. - М.: Мир, 1993. - 256 с.
Эйнштейн А. Собрание научных трудов. Т. 4. - М.: Наука, 1967.
Я кланяюсь всем искателям истины. К визиту ее святейшества Шри Матаджи Нирмала Деви в Россию и Украину. - М.: Изд-во “Московский Союз Сахаджа Йогов, 1997.
Panjwani U, Selvamurthy W, Singh SH, Gupta HL, Thakur L, Rai UC. Effect of Sahaja yoga practice on seizure control & EEG changes in patients of epilepsy/Indian J Med Res. 1996/ - Mar; 103: 165 - 172.