Сахаджа Йога

Главная    Что это?    Теория и практика    Ссылки    Фотографии    Из жизни сахаджа йогов    Web-дизайн    Ваши мнения и вопросы

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ САХАДЖА-ЙОГИ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ И

РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

 

Социально-экономический кризис, поразивший Россию на рубеже тысячелетий, требует кардинального пересмотра не только определенных политических, экономических, но и социальных устоев нашего общества. Людям надо жить сегодня и сейчас, а также готовить себе смену во всех сферах жизнедеятельности. Но из кого готовить?! Смертность в 2 и более раз превышает рождаемость. Идут бесконечные войны, ширятся физические и социальные болезни (алкоголизм, наркомания и т.п.).

В итоге, по данным наших исследований, проведенных в 2000-2001 гг. РОО "Самопознание" в 15 регионах России и СНГ, хроническими заболеваниями страдают от 52 % до 64 % людей. Из почти 1200 опрошенных более чем у 30 - 40 % нарушен сон, отмечается частая раздражительность, редко или лишь иногда бывает спокойное миролюбивое состояние. Чувство гармонии с окружающим миром редко или только иногда испытывает почти 60 % человек. При этом каждый десятый отвечал, что часто испытывает состояние агрессивности, отрицательно относится к другим национальностям и религиозным конфессиям, равнодушно или отрицательно - к детям и старым людям, положительно или нейтрально - к такому явлению как война. Если к тому же учесть, что значительная часть населения проживает, по сути, за чертой бедности и в осложненных криминогенных условиях, а отдельными СМИ культивируется насилие и извращенные морально-нравственные ценности; то очевидной становится социальная взрывоопасность нашего общества при переходе в третье тысячелетие.

Для преодоления указанных негативных явлений обычными известными в нашей стране методами требуются значительные материально-денежные ресурсы, которых у России в настоящее время нет. Лимитирующим фактором является также время, которого у нашего поколения тоже, практически, нет. И если ничего не менять, то, по официальным данным, лишь 50 с небольшим процентов молодых людей имеют шанс дожить до пенсии. Где же выход?

А выход надо искать в трансформации самого человека, в изменении и развитии его сознания, его духовной сферы. Тогда человек, проживая в тех же самых условиях, сможет выжить сам и поможет выжить другому. Только необходимо без предубеждения постичь всё лучшее, что выработало человечество за тысячелетия своего существования не только на Западе, но и на Востоке. Помочь в этом нам могут методы сахаджа-йоги, разработанные академиком, доктором медицины и философии госпожой Нирмалой Шривастава. Её учение получило мировое признание как метод познания человеком самого себя, своей изначальной духовной сущности и окружающей природы. Оно дает возможность раскрыть мощные внутренние силы человека, их духовный источник, позволяет привести научные знания и религиозные верования людей к согласию и гармонии, помогает человеку познать своё единство с природой, Богом, всей планетой и космосом. Отсюда меняется мировоззрение людей, их здоровье, отношения с окружающими.

Об этом свидетельствуют данные научных исследований Московского НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Семашко РАМН, Института акушерства и гинекологии им. Д.Отто Санкт-Петербурга, СО РАМН, ученых других городов России, а также ближнего и дальнего зарубежья (Украины, Грузии, Румынии, Болгарии, Великобритании, Индии, США, Канады и др.) [1-17]. Более чем у 90 % лиц, занимающихся по системе сахаджа-йоги, в тех же социально-экономических, политических и бытовых условиях без лекарств нормализуется сон, устанавливается состояние внутренней гармонии, прекращаются депрессивные проявления, уходит чувство тревоги, страха, проявления агрессивности, злобности и другие психосоматические проблемы. Практически полностью удается избавиться от табачной, алкогольной и наркотической зависимости, а также таких пороков как мстительность, мелочность, скупость и др. Более половины лиц отмечает улучшение взаимоотношений в семье: с детьми, родителями и супругом (гой). У 47 % лиц проявились новые творческие способности: они стали петь, писать стихи, танцевать, заниматься музыкой, живописью и т.д.

Аналогичные данные получены в наших исследованиях РОО "Самопознание", расположенной в Новосибирске. В течение 2000-2001 гг. была обследована выбранная случайным образом группа людей - более 400 человек из 15 регионов России и СНГ, среди которых до начала занятий сахаджа-йогой имели хронические заболевания 62 % человек, в том числе сон был нарушен у 43 % людей. Раздражительность часто отмечали 55 % человек. Состояние агрессивности часто испытывали 24 % обследованных. Чувство гармонии с окружающим миром было редко или иногда более чем у 70 % людей. Наличие спокойного миролюбивого состояния редко и иногда отметили 58 %.

В результате занятий по системе сахаджа-йоги среди этой же группы людей нормальный сон обрели 97 %. То есть количество лиц с нарушением сна снизилось более чем в 14 раз, а по сравнению с контрольной группой, состоящей из 756 человек, выбранных также случайным образом из людей, не занимающихся по системе сахаджа-йоги, но составляющих окружение занимающихся (родственники, сослуживцы, соседи, попутчики и т.д.), меньше в 10 раз (см. табл.).

                                                                                                                Таблица

Результаты социологического обследования, 2000-2001 гг., %

Показатели 

Лица, занимающиеся по системе сахаджа-йоги

Контрольная группа:

до начала занятий по системе сахаджа-йоги

в результате занятий сахаджа-йогой

Лица, не использующие методы сахаджа-йоги

Наличие хронических заболеваний

62

х

52

Нарушение сна

43

3

30

Частая раздражительность

55

2

34

Частое состояние агрессивности

24

0

12

Редко испытывают чувство гармонии с окружающим миром

28

1

20

Редко находятся в спокойном миролюбивом состоянии

15

1

9

В результате занятий сахаджа-йогой в 1-й группе (назовем их для удобства сахаджа-йогами) число лиц, отмечающих частую раздражительность, снизилось почти в 27,5 раза и ниже по сравнению с контрольной группой в 17 раз. То есть в настоящее время раздражительность редко или практически никогда не испытывают 98 % сахаджа-йогов.

Наличие крайней раздражительности с элементами агрессивности не отметил у себя ни один человек, занимающийся по системе сахаджа-йоги, то есть их количество снизилось с 24 % до 0 %, в то время как в контрольной группе наличие агрессивности отмечается у 12 % лиц. В группе сахаджа-йогов 75 % лиц отметили, что практически никогда не испытывают теперь состояния агрессивности, и таких людей в 2 раза больше, чем в контрольной группе.

Прослеживается существенная связь снижения посещаемости врачей с занятиями сахаджа-йогой у 90 % обследованных. В контрольной группе не занимающихся сахаджа-йогой продолжают посещать врача от 1 до 20-30 раз в год 71 % опрошенных.

Среди сахаджа-йогов в состоянии гармонии с окружающим миром часто или иногда находится 99 % человек и только 1 % отметили у себя наличие такого состояния редко, но по сравнению с контрольной группой подобных людей среди сахаджа-йогов также меньше в 20 раз. Частое спокойное миролюбивое состояние отмечают у себя 95 % сахаджа-йогов и только 1 % - такое состояние испытывают редко, тогда как в контрольной группе редко находящихся в спокойном миролюбивом состоянии больше в 9 раз.

Кроме того, данные социологического обследования показали, что лица, занимающиеся по системе сахаджа-йоги, отличаются доброжелательным отношением ко всем национальностям, народам и религиозным убеждениям, заботливым отношением к окружающей среде, детям и пожилым людям. То есть ни один человек не высказал отрицательного отношения к какой-либо национальности, стране или религиозной конфессии. Единственно осторожное мнение прозвучало: лишь бы то или иное религиозное убеждение не наносило вред человеку. Нейтральное или равнодушное отношение к войне, другим нациям и странам, религиозным убеждениям, детям и старикам высказали лишь от 1 % до 8 % человек, имеющих небольшой стаж занятий по системе сахаджа-йоги.

Все занимающиеся по системе сахаджа-йоги (100 %) отметили, что эти занятия облегчают их жизнь, делают ее более насыщенной и гармоничной. Значительная часть опрошенных (70 % человек) отметили, что благодаря занятиям сахаджа-йогой жизнь для них приобрела смысл. А это очень важно в наше время, когда у многих потеряны позитивные ценностные ориентиры. Ни один из занимающихся не отметил ухудшение своего состояния в результате занятий сахаджа-йогой, 95 % отметили улучшение общего самочувствия и только 5 % указали, что их состояние не изменилось. Аналогично 82 % занимающихся отметили улучшение взаимоотношений в семье и 17 % отметили, что отношения в семье не изменились, добавляя часто, что они и до этого были хорошими. В результате, если по официальной статистике в нашей стране ежегодно распадается от 60 % до 80 % заключенных браков, то в Новосибирской области в результате 10-летнего мониторинга среднегодовое количество разводов среди пар, в которых оба супруга занимались по системе сахаджа-йоги, составило 0,05 % и среди пар, где только один из супругов занимался сахаджа-йогой, - 0,3 %.

Таким образом, занятия по системе сахаджа-йоги даже в наше сложное время позволяют нормализовать соматическое и психо-эмоциональное состояние людей, улучшить их социальную позицию, общее самочувствие, привести в гармонию взаимоотношения в семье и с окружающими людьми независимо от национальной и религиозной принадлежности; добиться позитивных ценностных ориентиров, заботливого отношения к окружающей среде, старикам, детям и нуждающимся в помощи людям. Соответственно этому может быть достигнуто реальное снижение социальной напряженности в российском обществе, приведение его в стабильное, здоровое состояние с последующим поступательным развитием в новом тысячелетии.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Буцык А.Л., Почекуев В.П., Чемерская А.И. Влияние занятий сахаджа-йогой на жизнь человека// Мир сахаджа-йоги. - Киев: Издательский дом "Соборна Украина", 1996. - С. 24 - 27
    2. Голошейкин С. А., Пасынкова Н.Р. Картирование спектральной мощности ЭЭГ в состоянии сахаджа-йога медитации/ Доклад на III Международном конгрессе, г. Москва, 27 - 30 августа 1997 г.
    3. Гостеева В.И., Береснева Р.Е. Социально-психологические особенности лиц, практикующих занятия сахаджа-йогой в России/ НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А. Семашко РАМН. - М., 1996 . - 18 с.
    4. Морозова Д.П., Гломозда Н.Я. Медицинские аспекты сахаджа-йоги// Труды международной научной конференции "Медицина. Самопознание. Нравственность. Восток - Запад". - С. - Петербург, 1995. - С 85 - 86
    5. Народная медицина России - прошлое, настоящее, будущее. Материалы III Международного конгресса, Москва, 27 - 30 августа 1997 г. - М., 1997. - 64 с.
    6. Рай У.К. Здравоохранение через сахаджа-йогу - новая эра// Труды международной научной конференции "Медицина. Самопознание. Нравственность. Восток - Запад". - С. - Петербург, 1995. - С. 49 - 61
    7. Раджасекхаран П.Т., Венкатесан Р. Духовные знания через вибрации: Пер. с англ. И.В. Петровой. - Санкт-Петербург: ТС "Вишва Нирмала Дхарма", 1996. - 131 с.
    8. Селезнева Т.Н., Морозова Д.П., Гломозда Н.Я. Влияние сахаджа-йоги на человека// Труды международной научной конференции "Медицина. Самопознание. Нравственность. Восток - Запад". - С. - Петербург, 1995. - С. 81- 82
    9. Труды Международной научной конференции "Медицина. Самопознание. Нравственность. Восток - Запад"/Петровская Академия Наук и Искусств, Международный Институт Резервных Возможностей Человека, Духовная Академия Санкт-Петербурга, 14 - 15 сентября 1994 г. - Санкт-Петербург , 1995. - 110 с.
    10. Труды Второй международной научной конференции "Мораль. Здоровье. Мир: Восток - Запад"/ Петровская Академия Наук и Искусств, Духовная Академия Санкт-Петербурга, Творческий Союз Вишва Нирмала Дхарма, 19 - 20 сентября 1995 г. - Санкт-Петербург, 1996. - 240 с.
    11. Управление стрессом лицами, практикующими сахаджа-йогу: Пер. с англ. И.Н. Березовской. - Тольятти, 1995. - 36 с.
    12. Физические упражнения для коррекции энергетики чакр (центров) и каналов человека/Сост. Т.В. Састамойнен. - Набережные Челны, 1997. - 33 с.
    13. Финкельберг А.Л., Захарова В.В., Шубина О.С., Леутин В.П., Елисеева Л.С. Изучение некоторых возможностей медитации по методу сахаджа-йога/ Доклад на III Международном конгрессе, г.Москва, 27 - 30 августа 1997 г.
    14. Шривастава Н. Альфа и Омега. Цикл лекций: Перевод Ю. Васильева. - Киев: ООО "ИнтерГИД", 1997. - 118 с.
    15. Шривастава Н. Сахаджа-йога: Пер. с англ./Под ред. Т.С. Грековой. - М.: ИВФ "Антал", 1992 . - 64 с.
    16. Шривастава Н. Метасовременная эпоха: Пер. с англ. - М.: Изд-во "Московский Союз Сахаджа Йогов", 1998. - 298 с.
    17. Panjwani U, Selvamurthy W, Singh SH, Gupta HL, Thakur L, Rai UC. Effect of Sahaja yoga practice on seizure control & EEG changes in patients of epilepsy/Indian J Med Res. 1996.- Mar; 103: 165 - 172.
Hosted by uCoz